Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
  • Абхазия
  • Азербайджан
  • Армения
  • Беларусь
  • ДНР
  • Казахстан
  • Киргизстан
  • ЛНР
  • Молдова
  • Таджикистан
  • Туркменистан
  • Узбекистан
  • Украина
  • Южная Осетия

Актер Владимир Михайлович Зельдин празднует вековой юбилей

Актер Владимир Михайлович Зельдин празднует вековой юбилей
10 Февраля 2015
Сто лет назад 10 февраля 1915 года в Тамбовской области родился выдающийся актер Владимир Михайлович Зельдин. Семья Владимира принадлежала к местной интеллигенции: мать – учительница, отец - музыкант. В 1920 году Зельдины переехали в Тверь, где жила сестра отца, и где Владимир пошёл в школу. Здесь же в 1922 году отец Владимира организовал и возглавил первый в Твери профессиональный симфонический оркестр. А с 1924 года семья перебирается в Москву.

Все дети, как и отец, были музыкальны и играли на разных инструментах. Владимир освоил трубу, рояль и скрипку, что очень пригодилось ему в жизни.

После окончания школы работал учеником слесаря на заводе. В начале 1930-х годов производственно-театральные мастерские при Театре МГСПС набирали актёрский курс, сейчас театр известен нам как Театр имени Моссовета. Не особо веря в то, что его возьмут, Владимир Зельдин все-таки пошёл сдавать экзамены. Приемную комиссию возглавляли Василий Ванин и Евсей Любимов-Ланской. На экзаменах Володя читал стихи Безыменского и рассказы Натальи Кончаловской, его приняли.

Руководителем курса стал Евгений Лепковский, танец преподавали бывшая балерина Большого театра Вера Мосолова и будущий главный балетмейстер Московского театра оперетты Галина Шаховская. Вместе с Шаховской Зельдин давал уроки в танцевальных студиях.

В 1935 году Владимир окончил училище и начал работать в Театре им. МГСПС. Но долго он там не задержался и спустя три года решил уйти в Центральный театр транспорта (ныне Театр имени Н. Гоголя), который только что был создан. В этом театре он играл до начала войны.

Именно благодаря роли пограничника грузина Гаглидзе в спектакле «Генеральный консул» в Театре транспорта Владимир Зельдин и попадает в кино. В апреле 1941 года на спектакль пришел ассистент, набиравший актеров в новый фильм Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Зельдин в роли грузина смотрелся настолько достоверно, что ассистент предложил актеру проехать на «Мосфильм» и познакомиться с Пырьевым.

На кинопробах была довольно жесткая конкуренция, помимо Зельдина на роль Мусаиба претендовали еще несколько артистов – все грузины. Режиссер Иван Александрович Пырьев долго не мог решиться сделать окончательный выбор, репетиции шли одна за другой. В конце концов, он собрал в просмотровом зале всю женскую часть съемочной группы, показал пробы – и девушки единогласно выбрали Зельдина.

Фильм начали снимать в апреле 1941 года на Домбае, в Кабардино-Балкарии. Сообщение о начале войны повергло съемочную группу в шок. Кое-как, на перекладных добрались до Москвы, почти все мужчины были призваны в армию. Зельдина взяли в танковую школу.

Владимир Михайлович вспоминает: «Недели через две-три нас собрали и сообщили, что согласно указанию Сталина всем нам дали бронь и приказали продолжать снимать картину. Сцены на выставке снимали под немецкими бомбежками, в две смены. Хотя, согласитесь, они получились высокого качества! Наверное, этот фильм (а точнее, указание Сталина) меня спас: многие мои сверстники и товарищи по танковой школе погибли на фронте... А мне на передовую выезжать доводилось только с концертами в составе артистических бригад. Нас берегли и сохраняли для мирного времени».

Работа проходила в очень тяжелых условиях - в период вражеских налетов на Москву. Вспоминает Владимир Зельдин: «Все первые сцены - радостные встречи на Всесоюзной сельхозвыставке, толпы посетителей, веселые знакомства и так далее - снимались под бомбежками. Приходилось прятаться в укрытия, работа продолжалась в две смены, непрерывно, и даже физически это было трудно выдержать. Снимались веселые, праздничные сцены, а в этот момент приходили сводки о сдаче немцам наших городов. Но желание отстоять Отечество объединяло всех».

12 октября фильм был сдан руководству Комитета, а 14-го вся студия была срочно эвакуирована в Казахстан. Там Зельдин был принят в труппу Русского драматического театра в Алма-Ате. Между тем «Свинарка и пастух» уже завоевывала сердца зрителей. Зельдин сразу стал необыкновенно популярен.

Спустя несколько лет у Владимира Зельдина появилась еще одна судьбоносная роль. Изящный, пластичный учитель танцев Альдемаро в пьесе Лопе де Вега, который покорил зрителей в 1946 году в исполнении Зельдина. В роли учителя танцев актер выходил на сцену более 1000 раз! Именно Альдемаро Зельдин считает своей лучшей ролью.

Последующий период можно назвать переходным. В эти годы Владимир Зельдин снимался в кино мало, сосредоточившись в основном на работе в театре. Некоторые из театральных постановок, как например комедия «Укрощение строптивой», переносились на экран. Но это было все же редкостью.

Переходный период окончился спустя почти два десятка лет. И перед зрителями возник новый Зельдин. С возрастом он переключился на характерные роли, которые пришлись как нельзя кстати отечественному кинематографу. Начало положила роль профессора Серебрякова в фильме Андрона Кончаловского «Дядя Ваня». Эта работа как этап, как веха определила дальнейший путь актера.

С этого момента Зельдина стали часто приглашать в кино. Так в 70-е годы он сыграл множество ролей, среди которых наиболее заметные: Мелиот - король Перадора в мюзикле «31 июня» и Дон Джеромо комедии «Дуэнья». В 80-е Зельдин сыграл Фредерика Фэрли в мелодраме «Женщина в белом», комиссара в детективе «Тайна «Черных дроздов», судью в психологическом детективе «Десять негритят».

Президент России Владимир Путин поздравил артиста со 100-летием. В своем поздравлении глава государства отметил: «Благодаря неустанному труду и особой жизненной закалке - вам через годы удалось пронести молодость души и щедрость таланта, сохранить оптимизм и неизменную доброжелательность. И сегодня вы по-прежнему творчески востребованы и не перестаете удивлять своих почитателей профессиональным мастерством и неподражаемым артистическим темпераментом».

Пятнадцать лет назад, в юбилейные дни 85-летия Зельдина, Владимир Путин принимал актера в Кремле. На этом приеме актеру был вручен орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Общепринятые формы проведения юбилейного торжества (сыграть на Большой сцене ЦАТРА отрывки из лучших спектаклей с участием юбиляра) Владимира Михайловича не устроили – к этому событию он приурочил ввод на роль князя Пантиашвили в спектакле «Ханума» с участием молодого состава выпускников ВГИКа (художественный руководитель – народный артист СССР А. Баталов). Через пять лет, в день своего 90-летия, актер награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Зельдиным нельзя не восхищаться. Он в отличной физической и душевной форме – столько в нем интереса к жизни и необыкновенной расположенности к людям. Он играет вечерние спектакли, репетирует в дневное время, гастролирует. Удивительно, но последние 10 лет Зельдин — звезда мюзикла Юлия Гусмана «Человек из Ламанчи», в котором играет Дон Кихота. Все 10 лет на мюзикле «Человек из Ламанчи» непременные аншлаги. По результатам этой работы Владимир Зельдин внесен в Книгу рекордов Гиннеса в категории «Самая продолжительная карьера актера театра».

Свой юбилей легендарный артист отметит на сцене родного Театра Российской армии, где пройдет премьера спектакля «100 лет, или Танцы со временем», в главной роли - Владимир Михайлович Зельдин.

Владимир Зельдин – народный артист СССР (1975), лауреат Государственной премии СССР (1951), лауреат премии «Кинотавр» в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру» (1995), академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА».

Источник:  www.ruvek.ru

Возврат к списку

Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации