Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
  • Абхазия
  • Азербайджан
  • Армения
  • Беларусь
  • ДНР
  • Казахстан
  • Киргизстан
  • ЛНР
  • Молдова
  • Таджикистан
  • Туркменистан
  • Узбекистан
  • Украина
  • Южная Осетия

«Суть природы евразийского союза: объединяться на века, чтобы выживать вместе»

«Суть природы евразийского союза: объединяться на века, чтобы выживать вместе»
2 Февраля 2015
Член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Искандер Валитов полагает, что объединения исключительно в экономической плоскости для постсоветского пространства сегодня недостаточно. Необходимо вновь, как когда-то, принять осознанное внутреннее решение — хотим ли мы объединяться на века, чтобы противостоять попыткам уничтожения.

С моей точки зрения прежде чем обсуждать саму эту тему – евразийского союза, все-таки сначала надо попытаться ответить на вопрос, а чем значима эта тема, почему именно сегодня ее необходимо обсуждать. Если мы понимаем, что ситуация в общем-то грозная: один раз нас уже расчленили, теперь членят части, так сказать, расчлененные. Понятно, что мы на очереди. Если в этой ситуации задавать вопрос: а в чем значимость-то темы евразийской геополитической стратегии? Ставить вопрос исключительно в экономической плоскости – что мы в течении 30 лет как-то будем налаживать экономическую интеграцию и это нам поможет задать альтернативу миру, - это все, с моей точки зрения, миф и поэтика, не имеющая к реальности никакого отношения. А реальность в другом. Нужно не столько о евразийских проектах думать, сколько об исторических фактах. И здесь очень важен тезис, что Россия – это и есть евразийский союз. Состоявшийся. И это исторический факт. Никакого другого по факту состоявшегося евразийского союза, евразийской интеграции нет.

Я как человек, рожденный в Казани, могу сказать: у нас-то в Казани знают, что это не столько Иван Грозный брал Казань, сколько на территории Казани Иван Грозный разбирался с астраханскими – кто из них главнее. И они разобрались – Грозный оказался посильнее. И Казань по факту здесь не возражала. И в тот момент, когда они разобрались, причем это не было какой-то там враждой - этническими, упаси боже, разборками или религиозными. Там просто решался вопрос – кто возглавит союз. И этот вопрос был решен – очень быстро, кстати. Через несколько лет там никаких намеков на состоявшийся конфликт не было. Там вообще все живут очень мирно последние несколько сот лет.

Я хочу сказать, что евразийский союз сложился тогда. И мне тут важно сказать про природу этого союза. Это точно не экономический союз. Тогда объединялись, не исходя из некой сиюминутной выгоды: сегодня нам выгодно против кого-то дружить, и мы будем дружить, а завтра будет выгодно как-то по-другому и мы будем по-другому дружить или вообще разбежимся. Нет. Все-таки здесь самоопределение как элит, так и народа – в этом смысле это был акт такого внутреннего решения – состояло в том, что мы объединяемся на века. Это принципиально внеситуативно. Это внутреннее решение, что теперь в истории мы будем выживать вместе. Как один организм. Ну также, как легкие не могут же себе ставить задачу выживать отдельно от печени. Ну да – клетки все разные, и мы на разных языках можем говорить, иметь конфессиональные различия и так далее. Но вообще-то выживать будем одним организмом. И что более существенно: если погибать, то тоже вместе. И это природа евразийского союза. Вот это суть его – многократная оправданная. Кстати, когда напали на Брест, никто в Казани в том числе не рассуждал – это наш Брест или не наш Брест. Это есть логика вот такого «организменного» типа союза и соответственно того самоопределения, того внутреннего решения, которое тогда принимали люди.

Почему сейчас так важно это все обсуждать? Вообще-то за эти века это решение стало транслироваться в неких естественных формах. Ну, привычно – мы же так привыкли уже жить, а как иначе. Но в ситуации, когда против тебя начинается активная политика по твоему расчленению, привычки оказывается недостаточно.

И я прямо перехожу теперь к целям. В чем цель стратегии евразийской? Она заключается в том, чтобы осуществить акт воспроизводства этого самоопределения. Потому что в истории живет только то, что воспроизводится – даже такая тонкая вещь, как самоопределение людей. На привычке дальше не проедешь. И задача нашей внутренней политики должна состоять в том, чтобы обеспечить этот акт воспроизводства.

Можно сказать два слова о средствах – каким образом обеспечить. Надо создать некое структурное напряжение для самоопределяющегося. Во-первых, надо ясно понимать, что с нами будет, если мы этот акт воспроизводства не осуществим, вновь не примем это внутреннее решение – жить вместе и погибать вместе. С моей точки зрения здесь явно не дорабатывают — в том числе и СМИ. Вообще-то нужно гораздо больше рассказывать про то, что нас ждет в их замечательном мире, в который нас пытаются интегрировать. Очень много иллюзий на этот счет, что можно выжить. Вот сейчас про Освенцим все вспоминают: когда евреев везли в Освенцим, они тоже думали, что как-то все обойдется – и здесь можно жить, жизнь продолжается. Я думаю, наша ситуация на самом деле ничем не отличается.

Источник:  www.ruvek.ru

Возврат к списку

Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации