Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
  • Абхазия
  • Азербайджан
  • Армения
  • Беларусь
  • ДНР
  • Казахстан
  • Киргизстан
  • ЛНР
  • Молдова
  • Таджикистан
  • Туркменистан
  • Узбекистан
  • Украина
  • Южная Осетия

Евразийская экономическая интеграция наполнилась практическим содержанием, но на дальнейшем пути есть ряд препятствий (доклад ЦИИ ЕАБР «Евразийская экономическая интеграция – 2017»)

Евразийская экономическая интеграция наполнилась практическим содержанием, но на дальнейшем пути есть ряд препятствий (доклад ЦИИ ЕАБР «Евразийская экономическая интеграция – 2017»)
19 Мая 2017
ЕАБР: Евразийская экономическая интеграция наполнилась практическим содержанием, но на дальнейшем пути есть ряд препятствий (доклад ЦИИ ЕАБР «Евразийская экономическая интеграция – 2017»)

Интеграционная повестка ЕАЭС приобретает все более предметный характер: идет системная работа по нетарифным барьерам, финансовым рынкам и зонам свободной торговли. Вместе с тем динамика взаимной торговли и инвестиций остается слабой, а согласование новых инициатив по углублению интеграции дается тяжело.

Евразийская экономическая интеграция достигла содержательных результатов. Однако фаза быстрого начального прогресса подошла к концу. В частности, на это указывают сложные процессы согласования позиций по Таможенному кодексу и общему рынку лекарственных средств и медицинских изделий. Это две важнейшие темы интеграционной повестки последних месяцев, консенсус по которым достигнут тяжело. Об этом говорится в докладе Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) «Евразийская экономическая интеграция — 2017».

Ряд потенциальных эффектов евразийской экономической интеграции не реализован на практике. На заре Таможенного союза, в 2011–2012 годах, было много сказано о перспективе конкуренции юрисдикций. Предполагалось, что следствием такой конкуренции станет переток тысяч компаний из страны в страну — например, с целью воспользоваться более благоприятным налоговым режимом. Через 5 лет можно констатировать: привязка бизнеса к родному государству оказалась сильнее. Это следствие, прежде всего, высокой доли государства в экономике и все еще высоких нетарифных барьеров.

Прошедший год не остановил негативную динамику взаимной торговли и взаимных инвестиций. Вместе с тем темпы падения данных показателей для стран ЕАЭС были значительно ниже, чем вне ЕАЭС, отмечается в докладе. Авторы доклада считают, что ЕАЭС в определенной степени играет роль «амортизатора» негативного влияния внешних шоков. Так, объем внутрисоюзной торговли сократился на 6,7% (однако физический объем вырос на 0,4%) по сравнению с падением оборота внешней торговли Союза на 12%. Динамика стоимостных объемов взаимной торговли ЕАЭС по-прежнему коррелирует с мировыми ценами на углеводороды, но степень корреляции снижается. Динамика накопленных взаимных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) также негативна, но значительно лучше, чем в целом по СНГ. С пикового 2012-го до 2015 года объем накопленных взаимных ПИИ стран ЕАЭС снизился на 14,3%, в то время как объем накопленных ПИИ стран СНГ за аналогичный период снизился на 25,8%. Тем не менее продолжается работа в сфере торговой политики — работа рутинная, однако не менее важная.

Авторы доклада отмечают как позитивный фактор то, что работа по снижению уровня нетарифной защиты рынков ЕАЭС приобрела планомерный характер. Начал работать информационный ресурс «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза». Его основные задачи — мониторинг барьеров во взаимной торговле и получение обратной связи от бизнеса. Евразийская экономическая комиссия в течение 2016 года подготовила «Белую книгу» (опубликована уже в 2017 году) — программный документ со сводом существующих в ЕАЭС препятствий, которые создают преграды для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

В 2016 году системный характер приобрел процесс расширения внешнеэкономического сотрудничества ЕАЭС. В настоящее время прорабатываются соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Египтом, Израилем, Индией, Ираном, Сингапуром. Формализуется единый торговый режим с Сербией. Ведутся переговоры о непреференциальном соглашении с КНР. Другие потенциальные партнеры — Индия, Южная Корея, Чили, Таиланд, Южная Африка и т. д.

Направления текущей работы по торгово-экономическим соглашениям ЕАЭ

В докладе отмечается тенденция сближения среднедушевых доходов. Казахстан, Беларусь и Армения уверенно сближаются с Россией по уровню ВВП на душу населения, уменьшая разрыв примерно на 0,7–1,4 процентного пункта в год. Единственная страна, в которой такая динамика отсутствует, — Кыргызстан.

Тревогу вызывает ситуация с соблюдением предусмотренных Договором о ЕАЭС критериев устойчивости макроэкономического развития. Так, в 2016 году все государства-члены нарушали те или иные критерии. Эта ситуация некритична для ЕАЭС в краткосрочном периоде, но в долгосрочной перспективе представляет опасность. 

Эксперты ЕАБР подчеркивают, что вопросы развития Евразийского союза не носят оторванный теоретический характер. Напротив, процессы евразийской экономической интеграции уже затрагивают работу компаний и жизни миллионов людей. Успех или неуспех этих процессов — общей торговой политики, создания зон свободной торговли с десятками партнеров по всему миру, борьбы с бременем нетарифных барьеров, функционирования общего рынка труда, сближения макроэкономических политик — важен в контексте выхода стран ЕАЭС на траекторию устойчивого долгосрочного роста.

Источник:  www.e-cis.info

Возврат к списку

Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации