Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Леонид Поляков: Защищать Русский мир - задача философски и политически актуальная

Леонид Поляков: Защищать Русский мир - задача философски и политически актуальная
25.11.2015
Выход в свет двух книг историка Вячеслава Никонова - «Современный мир и его истоки» и «Код цивилизации» - обострил полемику вокруг концепции Русского мира и его места в глобальном мире. О своем видении Русского мира рассказал профессор НИУ ВШЭ, эксперт фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭИПИ) Леонид Поляков.

- Не раз и на разных экспертных площадках Вы выдвигали тезис о том, что Русскому миру как концепту ещё предстоит наполнение смыслами. В чём Вы видите их дефицит?

- Меня наш российский код или код Русского мира, вернее, то, как я его расшифровываю, часто ставит в тупик. Вот смотрите, какой наш код. Беру ключевые даты отечественной истории. 988 год - христианизация. Я её не оцениваю - хорошо или плохо. Понятно, что вся дальнейшая отечественная история была запрограммирована этим актом. Но что нужно признать как фундаментальный и не отрицаемый факт: мы отказались от собственного, так называемого «языческого» наследия и приняли чужую веровательную норму. Затем долго делали её своей.

Середина XVII века - никонианская церковная реформа. Реформа, казалось бы, чисто практическая: креститься двумя или тремя пальцами? В результате половина Русского мира в тот момент превращается в диссидентов, во врагов. Иными словами, раскалывается. И опять: из-за чего? Мы берём чужую греческую норму в качестве нормы для Русского мира. Далее. Эпоха Петра I. Не меньший радикализм, полное отрицание всего прошлого. Ради чего? Ради того, чтобы заимствовать западную норму у Европы. Затем большевики в 1917-м опять «через колено» осуществляют западный марксистский проект. «Россия слиняла, - как написал Василий Розанов, - в три дня». Величайшая империя, находившаяся на пике могущества. И она слиняла в три дня? Ради чего? Ради того, чтобы начать большевистский проект.

Август 1991-го. С 19 августа по 22 августа происходит закат Советского Союза. Опять Россия слиняла в три дня. Ради чего? Чтобы, провалив один западный проект - большевистский, начать другой – либеральный?

- Вы считаете, что в повторяющихся кризисах национального самосознания скрыт код Русского мира?

- Для меня это тоже вопрос: это кризисы или, скорее, это алгоритм нашего развития в истории? В чём наша традиция? Традиция в том, чтобы отрицать собственную традицию регулярно? Если так, если мы это продолжим, то что с нами случится? И где и у кого заимствовать? Вот такой тупик - интеллектуальный и экзистенциальный. И если мы русские, если Россия - это наш мир и другого нам не дано, то надо на эту тему думать.

- Вы для себя как решаете - в чём наша традиция?

- У меня есть оптимистический ответ для себя. Он коренится в классике - в консерватизме. Консерватизм, полагаю, - это как раз и есть формула ответа на парадоксальный и пессимистический код, если его считать действительно кодом русской цивилизации. Мне думается, что если мы наконец-то станем консерваторами, не по-книжному и не по приказу сверху, а по духу - по пониманию того, что всё, что накоплено историей, представляет для нас абсолютную ценность и единственный фундамент дальнейшего национального развития, то появится ориентир. Это багаж истории, который не подлежит никакому отрицанию. Полагаю, такой консерватизм - наша единственная и последняя надежда прервать странную традицию перевёртывания, радикального изменения самих себя. Объективно мы к этому пришли, просто некуда больше, так сказать, идти за окончательной истиной, за нормой. Истину и норму пора искать в себе.

- Насколько книги «Современный мир и его истоки» и «Код цивилизации», на Ваш взгляд, дают ответы на те вопросы, которые Вы формулируете?

- Мне думается, что эти книги как раз и приводят к выводу о том, что истину пора искать в себе. «Код цивилизации» - вообще о коде, который предстоит расшифровывать. Как мне думается, расшифровка кода Вячеславом Никоновым состоит в том, что он наш, и не надо искать чужого.

- А современный Русский мир как часть глобального мира насколько отвечает вызовам времени?

- Это ещё одно изменение нашего современного кода. Ключ к нему тоже не найден. Достаточно заметить, что русских сегодня по миру живёт больше, чем внутри страны. При этом в границах России живёт только каждый 50-й землянин. И, к сожалению, эта цифра изменяется в неблагоприятном для нас направлении - нас всё меньше. Это первое. Второе. До 1917 года Русский мир и Российская империя были синонимами. Весь Русский мир жил в границах Российской империи, в границах, где проживал каждый восьмой землянин. Количественное изменение повлияло и влияет на качественное и смысловое наполнение Русского мира? Это ещё один, новый код Русского мира, который нам предстоит расшифровывать.

Как в своё время никонианский раскол или реформы Петра сказались на формировании кода Русского мира, так и ХХ век, связанный с двумя мировыми войнами, тремя русскими революциями, с репрессиями и с распадами страны, не мог не оказать влияния на Русский мир. Это действительно геополитические трагедии, которые одна за другой обрушивались на Россию. Но парадокс в том, что именно эти исторические и цивилизационные испытания привели к тому, что возник Русский мир как глобальный феномен. Теперь уже больше людей, говорящих по-русски, к счастью или к сожалению, живут за пределами России и несут тем самым миру русский код.

- Как объяснить оппонентам, считающим, что Русский мир придуман для территориальных экспансий, что он просто хочет говорить на своём языке и исповедовать свои ценности, пусть они кому-то и не нравятся?

- Вот мы и вернулись к вопросу наполнения Русского мира смыслами. Объективно - истина всё же внутри нас. Сформулировав её для себя, снимем страхи и недоверие перед миром. Кстати, в книгах «Современный мир и его истоки» и «Код цивилизации» есть одна очень важная ипостась, она очень органично включается в современный острый политический контекст. Мы знаем, например, что на Украине предполагается ликвидация русского языка в том смысле, что вторым языком - не государственным, а можно сказать, вторым национальным - предполагается сделать язык английский. На мой взгляд, совершенно абсурдная и безумная идея. Но коль скоро она провозглашается с высокой властной позиции, а именно с президентской позиции, то к этому нужно относиться совершенно серьёзно.

То есть речь идёт о том, что из русского и русскоговорящего мира предполагается вычесть где-то, по разным оценкам, примерно около 20 млн человек, тех, кто идентифицирует себя как русских на Украине. Программа простая и ясная. Для нас она означает, что наполнять смыслами концепт Русского мира, писать о Русском мире, защищать Русский мир, наконец, отстаивать ценности русского языка, культуры и традиций - задача философски, а теперь еще и политически, актуальная. И мне кажется, что чем раньше этот сигнал прозвучит в наших с вами сердцах, душах и в мозгах, тем лучше мы будем готовы к этим вызовам.


Возврат к списку

Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации