15.05.2017
«Истинные ценности объединяют, задают вектор развития общественным отношениям, стирая границы столетий».
Актуальность этого глубокого изречения ощутили многочисленные гости, представители государственных и общественных организаций Австралии, члены территориального Координационного совета российских соотечественников штата Квинсленд, активисты и волонтеры Русского общественного центра, с воодушевлением принявшие участие в торжественном открытии Мемориала Дэвиду Джону Гарланду.
Залогом глубоких отношений и постоянного взаимодействия между представителями Русской общины и других народностей многонационального государства было участие в этом интернациональном событии настоятеля Свято-Николаевского Собора Русской православной церкви отца Гавриила Макарова.
Генеральный координатор праздничного мероприятия, посвящённого вручению сертификатов главным спонсорам строительства Мемориала, почетный член ТКС штата Квинсленд Константин Дроздовский подчеркнул особое внимание и заинтересованность почетного Генерального консула Российской Федерации (в штате Квинсленд, Виктория) Ирины Брук, руководства Совета российских соотечественников Австралии, лично председателя Ирины Симоньян в столь важном и знаковом событии, на деле демонстрирующем ответственное отношение наших соотечественников к делу укрепления и защиты мира, глубокое уважение к личности и миротворческой деятельности Д.Дж. Гарланда, жизнь которого является одной из ярчайших иллюстраций наших представлений о духе времени конца 19-начала 20 века. Времени нестабильного, загадочного, нового.
Поразительной личностью был Дэвид Гарланд - англиканский священник, рьяно продвигающий православие в Австралии и сердцем болеющий за создание православного прихода, и вместе с тем - священник в военных тренировочных лагерях, идейный вдохновитель дня памяти павших при Галлиполи - «архитектор» дня Анзак, как его называют соотечественники.
Но обо всем по порядку. Д.Дж. Гарланд родился в Дублине в 1864 году, позже вместе с родителями перебрался в Австралию, штат Новый Южный Уэльс. В возрасте 22 лет Дэвид переехал в город Брисбен, штат Квинсленд, где начал работать сотрудником канцелярии суда. Будучи в Брисбене, он знакомится с преподобным Томми Джонсом и вскоре из ирландского протестантства переходит в англо-католицизм. Карьера юриста прерывается, и делом всей его долгой жизни становится служение церкви в самых разных его проявлениях. Время идет быстро: с 1892 по 1902 год Дэвид успевает послужить дьяконом в Графтоне, Куиринди и Наррандере в Новом Южном Уэльсе, миссионерским священником в Перте, а затем и местным священнослужителем. В 1902 году его назначают ректором церкви Святого Пола в городе Чартерс Тауэрс и каноником собора Святого Джеймса в Таунсвилле, штат Квинсленд. 1903 год был ознаменован для Дэвида Гарланда должностью архидиакона Северного Квинсленда, а в 1907-1912 годах он служил ректором в англиканской церкви Святой Троицы в Вуллунгаббе, Брисбен. На протяжении всего этого времени Дэвид Гарланд рьяно продвигает религиозное образование и заповеди Библии в каждой школе, куда его посылает судьба.
Не только в стенах школ и церквей Д.Дж. Гарланд пытался достучаться до душ обывателей: когда началась Первая Мировая Война, он был принят на должность старшего армейского капеллана. В брисбенских тренировочных лагерях он поддерживал боевой дух солдат своими вдохновляющими проповедями и собирал посылки с библиями и молитвенниками, чтобы отправить их на фронт. Возможно, одной из самых важных заслуг Дэвида за все то время, пока шла война, является его непосредственное участие в создании Дня Анзак, по сей день отмечающегося с большим размахом по всей Австралии и Новой Зеландии. 10 января 1916 года, Дэвид Гарланд - почетный секретарь Комитета Квинсленда - провозгласил 25 апреля Днем Анзак. Именно ему приписывается инициирование маршей по центральным улицам городов, возложение цветов у мемориалов памяти, две минуты тишины и званый обед для возвратившихся с войны солдат. Но на этом Дэвид и не думает останавливаться, и в 1918-1919 годах он присоединяется к армейским подразделениям Австралии в кампаниях на Среднем Востоке. Д.Дж. Гарланд едет туда в роли представителя Церкви Англии в Австралии, чтобы заботиться о моральных и духовных нуждах австралийских солдат в Египте. Вскоре после изгнания турок из Иерусалима, он становится первым капелланом, совершившим англиканскую евхаристию - священное таинство причастия - в Иерусалимской православной церкви Гроба Господня.
По возвращении в Брисбен в 1920 году Дэвид Гарланд начинает абсолютно новую главу своей жизни, ту, за которую его будут с благодарностью вспоминать многие поколения мигрантов в Австралии. Ту главу, за которую он будет награжден Орденом Британской Империи в 1934 году. Будучи президентом Лиги Новых Поселенцев с 1926 года, Дэвид искренне и честно служил простому народу. Он протягивал руку помощи новоприбывшим на земли Квинсленда, пытался уменьшить их тяготы, тоску по родине и всей той жизни, что осталась в прошлом. О нем отзывались как о проводнике, философе и друге, который всегда близко к сердцу принимал историю каждого.
Ценным вкладом Дэвида Гарланда в судьбу русской эмигрантской общины стала постройка первого русского православного храма в Австралии, который до сих пор возвышается изумрудной колокольней в Вулунгаббе. Безусловно, создание прихода в большинстве своем заслуга протоирея Александра Шабашева и многочисленных русских эмигрантов, но без Дэвида и его поддержки и покровительства вряд ли бы получилось так быстро найти здание и начать возведение храма в лучших традициях русского зодчества.
Конечно, сначала это была совсем скромная домовая церквушка, потом оштукатуренная, уже с колокольней церковь, и только спустя много лет собор принял тот самый прекрасный облик, который в наши дни радует глаз верующего человека. Однако существованию собора как такового прихожане безусловно обязаны Д.Дж. Гарланду, горячо принимавшему участие в судьбе русского Православия.
По правде говоря, у него были очень необычные отношения с Православием - в греческой церкви он служил в ритуальном православном облачении, обговорил заранее, что на его собственных похоронах заупокойную службу проведут частично по православным канонам... Будучи служителем англиканской церкви, Дэвид Гарланд очень любил красоту и величавость русских православных молитв и песнопений, уважал представителей другой конфессии и всячески помогал вновь прибывшим русским установить разорванные религиозные связи. Именно он присутствовал на закладке первого камня собора Свято-Николаевского храма в Вулунгаббе.
Дэвид Гарланд так же не боялся смешивать жизнь духовную и светскую. Он активно участвовал в воскресных радиопередачах, ведущихся из его приходской церкви. Когда в 1937 году радиовещательная компания ABC запретила премьеру Вилльяму Форгану Смиту выступить с речью на приходском завтраке прямо перед Федеральными выборами, Д.Дж. Гарланд, несогласный с «диктатурой мнения», пригласил его на частную радиостанцию 4ВС. Результатом стало полное освещение события в прессе, и критика действий центральной радиовещательной компании АВС.
Мало найдется на свете людей, которые за свою жизнь сделали столько добрых и нужных дел, сколько удалось совершить Дэвиду Гарланду. Куда бы ни отправляла его судьба, какими бы ни были обстоятельства, он всегда находил применение своим душевным и профессиональным качествам, помогал другим людям, поддерживал сообщества и общины. Дэвид Джон Гарланд был похоронен на кладбище Тувонг 9 октября 1939 года, но память о нем до сих пор жива в сердцах потомков тех, чьи жизни были отмечены встречей с этим выдающимся человеком.
В 2016 году главенствующая роль преподобного Дэвида Гарланда в создании Дня Анзак была навсегда увековечена в Мемориале, установленном в парке на Кенгуру Пойнт. Для работы по возведению Мемориала усилиями К.Дроздовского, П.Носкова, В.Никитина, Л.Какоученко-Хикки и нескольких австралийских друзей было создано Общество Д.Дж. Гарланда. После чего был организован сбор пожертвований - как среди русских, так и среди австралийцев. Ценным и значимым жестом стала поддержка этой «народной» инициативы австралийским правительством - денежные средства были выделены даже на государственном уровне.
В результате плодотворной работы Общества Д.Дж. Гарланда инициативная группа добилась главного - общими усилиями православных русских и англиканских австралийцев Мемориал этому уникальному человеку был открыт губернатором штата Квинсленд.
Здесь история прошлого переплелась с историей настоящего: как когда-то Дэвид Гарланд помог русским эмигрантам осесть на новых землях и построить дорогой сердцу православный приход, так, в наши дни, потомки переселенцев и неравнодушная русская община воздали должное самому Дэвиду, став активными инициаторами и спонсорами строительства Мемориала памяти.