Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
  • Абхазия
  • Азербайджан
  • Армения
  • Беларусь
  • ДНР
  • Казахстан
  • Киргизстан
  • ЛНР
  • Молдова
  • Таджикистан
  • Туркменистан
  • Узбекистан
  • Украина
  • Южная Осетия

Почему несговорчив старший брат?

Почему несговорчив старший брат?
25 Июня 2014
Спикер югоосетинского парламента, лидер партии «Единая Осетия» Анатолий Бибилов заявил, что намерен добиваться присоединения Южной Осетии к России в качестве отдельного субъекта федерации. Напомним, лозунг о присоединении был главным пунктом предвыборной программы «Единой Осетии», и, по оценкам экспертов, именно он обеспечил убедительную победу партии на парламентских выборах – 20 из 34 мест в парламенте.

В ходе недавнего прямого эфира на югоосетинском телевидении Анатолий Бибилов подчеркнул, что выдвинутый им лозунг о вхождении в состав России не будет забыт после завершения предвыборной агитации. Ни его партия, ни другие политические силы в республике не могут игнорировать стремление югоосетинского общества войти в состав России, сказал спикер парламента:

«Не только «Единая Осетия», но и другие партии также должны прислушаться к призыву народа, который проголосовал на выборах. Мы же понимаем, что, может быть, кто-то из них голосовал за лидера партии, кто-то за команду, собравшуюся в этой партии, но без сомнения было голосование за идею объединения Осетии в составе Российской федерации. Мы добьемся выполнения наших обещаний».

Депутат югоосетинского парламента от партии «Единая Осетия» Петр Гассиев говорит, что в ближайшее время будет проведена работа с общественностью по этому вопросу, а уже ближе к осени «Единая Осетия» как парламентская партия инициирует референдум:

«В любом случае прежде чем предпринимать какие-то шаги к объединению, Россия должна иметь на руках соответствующее обращение Южной Осетии к президенту, Совету Федерации и Государственной Думе. Пока этого документа нет, о чем можно говорить? В свое время Сергей Лавров, когда ему задали вопрос о Южной Осетии, ответил приблизительно так: «Никаких документов из Цхинвала о присоединении мы не получали, поэтому как мы можем на них реагировать?»

Около полугода назад партия «Единая Осетия» обратилась к президенту Тибилову с призывом провести референдум о присоединении к России, но получила отказ. В значительной степени эта инициатива была свернута по указанию из Москвы. В начале недели республику посетил помощник президента России по взаимодействию с Южной Осетией и Абхазией Владислав Сурков. В ходе своего визита он еще раз обозначил незаинтересованность старшего брата в присоединении республики, подчеркнул, что эта идея не проработана и не согласована с Россией.

С чем связана такая сдержанная позиция Москвы? За разъяснениями я обратился к российскому политологу Сергею Маркедонову. По его мнению, неправы те западные эксперты, которые заявляют о существовании некоего плана Путина по расширению России на постсоветском пространстве. Равно как неправы и их российские коллеги, которые говорят, будто бы Москва и рада присоединить Южную Осетию и Абхазию, но не может себе этого позволить на фоне и без того сложного положения, в котором она оказалась из-за событий в Украине. Сергей Маркедонов считает, что Россия по-другому воспринимает происходящее. Там, где есть некий статус-кво, который устраивает Россию, она ничего ломать не будет. Но вот когда, условно говоря, другая сторона начинает процесс ломки устоявшегося положения вещей, то Россия подключается к процессу и начинает доламывать. Говорит Сергей Маркедонов:

«Почему Россия признала Южную Осетию и Абхазию? Потому что на протяжении четырех лет шел процесс размораживания конфликтов, и когда он дошел до некоего пика, Москва признала их независимость. Когда ушел Янукович и на Украине произошел резкий слом старого статус-кво, то произошли и крымские события. Но если устанавливается новое положение, которое Москву устраивает, она не будет его менять, по крайней мере, сама. Россия – это страна, склонная к статус-кво. На самом деле она является ревизионистом поневоле. Московская политика, как правило, реактивная, а не проактивная, это важно понимать. Недостаток Москвы как раз в недостатке стратегий, а не в их избытке.

– Вы считаете, что Москва не хочет менять формат отношений с Южной Осетией?

Я думаю, не хочет, потому что незачем. Нынешний порядок вполне устраивает – есть контроль в сфере безопасности. В принципе, Москва хотела бы улучшить в свою пользу бюджетный контроль, но там не настолько большие потоки, чтобы этим так озаботиться. Может быть, в этом и один из секретов, почему Крым не оставили в таком осетинско-абхазском статусе. Потому что там совершенно другие финансовые потоки, и лучше их контролировать самим».

В общем-то, по словам Сергея Маркедонова, этот референдум не вызовет раздражения в Москве. Наоборот, в случае положительного результата старший брат уважит позицию населения Южной Осетии. А итоги референдума вкупе с обращением о присоединении, кто знает, может, и дождутся своего часа – после следующего слома статус-кво.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Источник:  http://www.ekhokavkaza.com/content/article/25435402.html

Возврат к списку

Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации