Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
  • Абхазия
  • Азербайджан
  • Армения
  • Беларусь
  • ДНР
  • Казахстан
  • Киргизстан
  • ЛНР
  • Молдова
  • Таджикистан
  • Туркменистан
  • Узбекистан
  • Украина
  • Южная Осетия

«НАМ НУЖЕН ЛИДЕР, КОТОРЫЙ ЗАРЯДИТ НОВОЙ ЭНЕРГИЕЙ СТРАНУ»

«НАМ НУЖЕН ЛИДЕР, КОТОРЫЙ ЗАРЯДИТ НОВОЙ ЭНЕРГИЕЙ СТРАНУ»
26 Июня 2014
Внеочередные президентские выборы-2014

С некоторых пор общественно-политическая жизнь Абхазии стала очень насыщенной и разнообразной. В стране создаются различные партии, движения, объединения. Казалось бы, самое время для расцвета демократии и плюрализма. Но, увы, все действия основных участников политических движений в республике в настоящее время продиктованы логикой предстоящих внеочередных президентских выборов в августе нынешнего года. В условиях наличия серьёзных проблем в стране и сменяемости правящей власти предстоящая президентская избирательная кампания, очевидно, будет напряжённой. Характер и ход предстоящих выборов в решающей степени определит вектор движения Республики Абхазия на ближайшие годы – либо вперёд, либо произойдёт ещё больший откат от демократических ценностей. Об этом и многом другом наш корреспондент беседует с вице-спикером Народного Собрания – Парламента РА А.Харазия.

– Адгур Рафетович, на ваш взгляд, что произошло в стране? Почему майские политические события повлекли за собой смену власти в республике?

– В Абхазии возникла ситуация, когда, говоря словами Ленина, низы не хотели жить по-старому, а верхи не хотели жить по-новому. Это был взрыв негодования народа, доведённого до отчаяния. Люди пытались что-то изменить, говорили о реформах, а власти не нашли в себе сил выйти к ним и принять участие в диалоге. Участники народного схода не требовали отставки президента, они хотели перемен. Однако исход всем известен. Этот факт должен послужить уроком будущему лидеру нашей страны, он должен знать, что служение народу – выше личных амбиций. И каждого, кто этого не понимает, постигнет такая же участь.

– Но ведь те политические фигуры, которые сегодня идут к власти, уже работали во властных структурах. Какой вклад они внесли в политическое реформирование государства?

– Из них никто не был у власти, это люди вторых ролей. Они не имели никаких полномочий. Сегодня во власть идёт команда единомышленников, многие из них и не стремятся к власти. Я уверен, что в нашем обществе есть люди, которые живут ради идеи, хотят перемен. Ведь мы живём в 21-м веке, нельзя работать, а тем более управлять старыми методами. Новое время диктовало свои условия, требовало проведения реформ во всех сферах жизни. Однако бывшая власть продолжала жить в старом измерении, а для руководителей такого ранга это непозволительно, так как всё это отражается на уровне жизни народа. И тот, кто сегодня придёт к власти, должен иметь чёткую программу реформирования и управления всеми политическими и общественными процессами государства. Иначе ему будет очень тяжело. Я приятно удивлён, что в политической жизни нашей страны активное участие стала принимать молодёжь. Это новое поколение, которое хочет жить по-новому.

– Как вы думаете, будут ли прозрачными предстоящие внеочередные президентские выборы? Не будут иметь место факты запугивания избирателей, раздача денег населению за голос в пользу нужного кандидата или за участие в митинге?

– Мне трудно ответить на эти вопросы. Я не сталкивался с подобными фактами. Возможно, деньги раздавали сельскому населению на бензин для заправки автомобилей и автобусов, доставляющих людей на митинг. На днях депутатский корпус примет ряд поправок к закону о выборах. На сей раз на выборах будет использоваться процедура маркировки пальца избирателя. Защищённость будет максимальная. Парламентская комиссия работает над усовершенствованием Закона «О выборах Президента Республики Абхазия», чтобы не допустить никаких подтасовок, чтобы выборы были прозрачными. Ведь именно из-за этого на участках возникали конфликты.

– Адгур Рафетович, будет ли принят до выборов закон о перераспределении полномочий между президентом, спикером Парламента и премьер-министром?

– Во-первых, у нас осталось слишком мало времени. Мы должны принять этот закон в двух чтениях. Группа депутатов работает над созданием новой системы управления, которая перераспределит обязанности. Но юридически мы не успеваем принять его, так как между чтениями должно пройти два месяца.

– А вдруг избранный президент не захочет ничего перераспределять? Что тогда? Всё пойдёт по старому руслу?

– Не знаю, всё может быть.

– Адгур Рафетович, на предыдущих президентских выборах вы были сторонником экс-президента Александра Анкваб. Что повлияло на ваше диаметрально противоположное политическое мировоззрение?

– Скажу честно, я думал, что после его избрания он наведёт порядок в республике, проведёт реформы, решит вопросы невозвращённых государственных кредитов. Я надеялся, что, встав рядом с ним, смогу хоть как-то повлиять на него. Но оказалось, что мои советы и подсказки ему не были нужны. Не один я ему говорил, многие его идейные соратники также старались ему дать советы, но, к сожалению, он никого не послушал. За последние десять лет мы стали иждивенцами, мы стали жить на российские деньги. До 2004 года, не имея никакой российской помощи, живя в блокаде, мы рассчитывали только на свои силы. Это очень важно, когда человек рассчитывает только на себя, сам созидает, сам строит своё будущее. И мы единолично развивались. Да, может не такими темпами, как хотелось бы, но развивались: производили табак, чай. Затем нас стали ориентировать на то, что мы не способны ничего делать, что нам село ничего не даёт, и отказались от производства сельхозпродукции. Так постепенно, с 2005 года, мы стали жить на российские деньги и перестали надеяться на себя. Работники силовых структур, учителя, врачи получают зарплаты из России. Такая иждивенческая политика ни к чему хорошему не приведёт. Например, если я буду своему ребёнку с детства внушать, что ему ничего делать не надо, что за него всё сделаю я, то из него вырастет тунеядец.

– Но ведь политика Абхазии – это тесная интеграция с Россией. Ведь именно она протянула нам руку помощи в трудную для страны минуту. Разве мы не должны ценить это?

– Здесь мы говорим о разных вещах. Да, помощь России очень ценна. Да, сегодня, живя в мире глобализации, мы не можем жить без интеграции, но эта интеграция должна быть в отрасли экономики. Наша страна – независимое государство. А интеграция не означает, что тебя кто-то должен кормить. Мы должны в каждой отрасли проводить реформы. Только так сможем поднять нашу экономику. Необходимо создавать в сёлах новые формы хозяйствования, изучать спрос на нашу продукцию и находить рынки её сбыта. Нам не нужен президент, который всё это знает. Нам нужен президент, который любит свою страну, свой народ. Тогда он привлечёт специалистов, компетентных в своей сфере. Например, почему бы нам не поднять сельское хозяйство по примеру Турции: освободить село от налогов и связать агропром с туризмом. Почему наши туробъекты покупают продукты в России? Потому что у нас перестали их производить. Нам необходимо вернуться к традиционным формам хозяйствования. Ведь успешны те страны, которые учитывают менталитет своего народа и на этой основе строят свою экономику. Премьер-министры и министры, прежде всего, должны быть специалистами в своей сфере. Не может быть министром экономики человек, который не работал на производстве. А министр образования должен знать методику преподавания в школах, азы образования. Каждый должен находиться на своём месте, тогда только страна будет развиваться. Многие ещё не осознали, что мы независимое государство и на наши плечи легла вся ответственность за него. Пришло новое время. Нужна новая идеология. Необходимо разъяснять людям это, поднимать их дух. Нам нужен лидер, который зарядит новой энергией страну, сумеет донести до общества новое мышление.

– Кто, на ваш взгляд, из идущих к власти обладает такими качествами и способностями?

– В идеале такого человека я не вижу, но народ сделает свой выбор. На долю нового президента выпадут большие испытания. Ведь там, где власть, там и деньги. А это большое искушение для любого человека. Надеюсь, Бог не оставит нас, и мы обретём достойного лидера.

– Раз мы надеемся на Бога, то должны следовать его заповедям. А мы не преодолели даже раскол абхазской церкви. Почему?

– Я считаю, что при желании этот вопрос мог быть разрешён. Надо просто верить в Бога. А у нас раскол и в обществе.

– А что нас может объединить? Фазиль Искандер, например, считает, что нас объединить может наша совесть. А вы как думаете?

– Вот мы и вернулись к нашим традициям и менталитету, основой которых и является совесть. Без этого мы никогда не будем успешным государством.

Беседу вела Русудан БАРГАНДЖИЯ

Источник:  http://www.gazeta-ra.info/index.php?ELEMENT_ID=9224

Возврат к списку

Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации