Уважаемые коллеги!
1.Вполне разделю концепт о том, что добрососедство, доверие, стратегическое партнёрство, межкультурный диалог, «мягкая сила» – это суть ключевые ресурсы евразийской интеграции.
2.Евразия – это не плюс: Азия и Европа. Евразийство – это сплав цивилизаций, культур, народов. Это единое понятие.России исторически суждено бытьсвоеобразной евразийской осью и центром, откуда исходят идеи, инициативы, импульсы евразийского сближения, евразийской синергии. Еще со времен А.Невского кочевая цивилизация и Древнерусское государство находились в таком евразийском взаимодействии и единстве.
3.В целом Россия это как бы Евразия внутри Евразии. Именно российские мыслители заложили основу такому известному в интеллектуальной среде явлению, как евразийство – это П. Савицкий, Н.Алексеев, Л.Карсавин, Н.Трубецкой. Их идеи, конечно же, возникли не на пустом месте. Этому направлению предшествовали мысли М.Ломоносова, А.Пушкина, Ф.Достоевского, Д.Менделеева. Немало для развития евразийских идей сделали Н.Рерих и его сын Ю.Рерих. В этом ряду ,конечно же, находится и Л. Гумилев.
Как наследница территориальной и духовной Субстанции всего предшествующего культурно-исторического наследия, Россия воплощает в себе высокоответственную объединительную роль на евразийском пространстве современности. Россия не имеет права уклоняться от этой миссии и впредь.
4.В «революционных шорах» прошедшего века нам было навязано немало идеологем. К счастью, к нам вернулось понимание того, что Россия – евразийская страна со своей исторической миссией.
Исправление последствий крупнейшей катастрофы XX века не будет связано с восстановлением советской модели, это суть геополитическое единение большого культурно-цивилизационного пространства. И в связи с этим, в полной мере должны быть поддержаны формы и инструменты, которые служат политическим и мировоззренческим идеалам евразийства.
5.Евразийство всегда стремилось учитывать национальную, религиозную специфику тех или иных территорий и народов,обеспечивая многообразие в единстве.
Христианство, ислам, буддизм, иудаизм, другие религии – неотъемлемая часть идентичности и исторического наследия России-Евразии в настоящей жизни её народов.
6. Противоречивость суждений национальных элит на постсоветском пространстве сменилась осознанием геополитических реалий и грозящих опасностей. Появилась необходимость нового политического центризма. Сделан окончательный выбор в пользу евразийства. Идее евразийства придана новая актуальность. Свидетельством чего стал ряд событий последнего времени, имеющих по сути стратегическое и даже глобальное значение.
Знаковой вехой стал первый съезд Ассамблеи народов Евразии в Москве, в котором приняли участие представители более 60 стран.
Буквально на днях в Санкт-Петербурге завершился Евразийский Женский Форум.
Под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО реализуется идея Евразийского культурного центра в Москве, где процессы интеграции на евразийском пространстве приобретут целенаправленный и системный характер.
В рамках стран СНГ началась реализация проекта «Великие озера Евразии: Союз Священных Озёр», где речь, по сути, идёт о сбережении историко-культурного, духовного наследия народов, ихнациональных святынь, оноосферном развитии на основе «природоподобных технологий», сочленяющих в единое целое материальное и духовное начала.
На евразийском пространстве современности активно поддержан – родившийся и осмысленный в интеллектуальных кругах России – мега-проект «Духовный Транссиб» (проекция которого в перспективе может быть продлена от Владивостока до Лиссабона).
В условиях глобализации непреходящее значение приобретает, уже зримо обозначившийся на пространстве Евразии, процесс возвращения народов к своим истинным корням и истокам. Основополагающую роль несут в этой связи такие проекты, как создаваемый под эгидой ЮНЕСКО «Международный центр эпоса евразийских народов» в Якутске.
Объединительная сила эпоса, продемонстрированная на уровне знаковыхпроектов Республики Алтай в этой сфере, может быть распространена по всей России. Особое значение она приобретает с учётом объявления грядущего года – Годом театра. Вместе с мега-проектом «Духовный Транссиб» и другими вышеприведёнными евразийскими инициативами, все эти идеи, по моему мнению, в перспективе могут воплотиться в федеральный закон.
Характер постоянно действующей дискуссионной платформы и уникального механизма активизации межкультурного диалога и сотрудничества обрёл Евразийский гуманитарный форумв Уфе.
Стержневые, перспективные мысли о гуманитарном векторе евразийства выдвигаются на заседанияхИнтеграционного клуба при Председателе Совета Федерации – этого, своего рода, мозгового центра.
Прорывными интеграционными идеями обогатил евразийство «круглый стол» в Государственной Думе, проведённый профильным Комитетом по теме: «Перекрёсток культур: межкультурный диалог на евразийском пространстве».
Наши соседи по ЕАЭС и СНГ ждут подобных инициатив России.Выдвигают и свои. Так, на международном форуме «Алтайская цивилизация и народы алтайской языковой семьи» в Бишкеке, выдвинут базисный, краеугольный для евразийского пространства современности концепт: «Вместо политических идей, разделяющих народы по религиозным, этническим и расовым признакам, вместо идей типа евроцентризма и панисламизма, панарабизма и пантюркизма объединиться под идеей евразийства».
7.Я представляю Алтай. Это стык цивилизационных миров, сплав культур и народов, прародина всех тюркских народов мира. На Алтае мы находим органический синтез всех основных евразийских культурных миров; причём синтез, развёрнутый в большой исторической перспективе.
Алтай – это регион планеты, в котором наиболее ярко отражены доминантные черты евразийской цивилизации: полиэтничность и
поликонфессиональность. Российский учёный, академик В.П. Казначеев называет Алтай прообразом для отработки модели духовно-экологической цивилизации будущего.
8.Начинается век Евразии. Опираясь на евразийское направление вектора политики В.В. Путина, наша держава должна решительно поставить перед собой глобальные задачи не только социально-экономической, но и культурно-гуманитарной сферы.
9.Стержневая цель Евразийства – геополитическое единение культурно-цивилизационного пространства. Без гуманитарного, духовного наполнения мы теряем в своей подлинной силе. Сегодня же мы видим некое забвение культурной составляющей внутри даже ЕАЭС. Это ведёт к недопониманию, к непониманию. Есть реальная опасность того, что это может привести к отчуждению.
Объединение гуманитарной сферы, образования, культуры – это путь устойчивости государственных основ, противодействия попыткам извне расшатать и опрокинуть наши цивилизационные завоевания.
И ещё. По моему глубокому убеждению, перед нами стоит задача особой важности – формирование психологической стойкости нации к вызовам XXI века.